Как начать формировать свой Zettelkasten?

22 июня 2022

Тема "картотеки Лумана" (Zettelkasten) стала в последнее время достаточно актуальной. О ней снято много фильмов и написано много статей. При этом суть концепции и особенности ее построения часто воспринимаются не совсем правильно. Часто рекламирующие ее люди понимают под этим термином просто электронный архив с гиперссылками, реже - базу знаний.  Я тоже так ошибочно думал и моя предыдущая статья на эту тему как раз про формирование электронного архива. 

Электронный архив - это довольно простая форма накопления знаний в текстовой форме.  Можно просто скопировать понравившуюся статью из интернета в архив и начало будет положено. Можно сделать более сложную процедуру - написать конспект статьи или книги и положить его в архив. Электронные гиперссылки помогают устанавливать связи между разными статьями и конспектами. С ростом количества статей и конспектов будут возникать сложные вопросы навигации и поиска информации.

В моем случае я написал очень похожую статью по формированию архива раньше, но уже забыл о ней - и снова использовал тот же заголовок. В архиве это частично дублирующее знание не было найдено.  В случае размышления с помощью картотеки Лумана я бы обнаружил (наверное) это частичное дублирование информации. 

Картотека Лумана (Zettelkasten) - это не архив. Это информационно-языковая модель мира или некоторой области тем и знаний о мире. С практической точки зрения - это набор заметок, написанных автором картотеки, и связанных между собой с помощью связей. Конструктивно картотека состоит из заметок и реестра исходных понятий, точек входа в корпус взаимосвязанных заметок. Сам Н.Луман изучал социологию с позиций теории коммуникаций, поэтому он назвал картотеку собеседником, в диалоге с которым рождаются новые знания

С.Аренс популяризировал картотеку Лумана как инструмент написания новых статей и книг. И Луман и Аренс рекомендовали картотеку как инструмент обучения - но не формально-университетского, ориентированного на сдачу экзаменов и получение диплома, а реального понимания мира (или какой то сферы в нем). Н.Луман развивал в картотеке свое понимание социологии. Понимание мира - это некий результат выстраивания в сознании модели, которая позволяет ее обладателю правильно предсказывать поведение смоделированного объекта. Создание новых знаний, написание книг - это просто виды человеческой деятельности, в которых может применяться этот инструмент. 

Выделяют три типа знания - описательное, процедурное и знакомство. Знакомство с кем либо и чем либо (knowing-of) возникает в результате взаимодействия человека с неким объектом, который он воспринимает, и выражается в утверждениях типа "Я знаю Петра". Описательное знание (know-that) определяет свойства знакомого объекта ("Петр - высокий").  Процедурное знание (know-how) определяет действия и преобразования свойств объекта ("Из Петра получится хороший реформатор") и составляют суть практических навыков. 

Хитрость в том, что люди по разному воспринимают окружающий мир. Есть статики, и они оперируют описательными декларативными знаниями. Есть динамики, и они включаются только при выделении какого-то движения, и выше всего ценят процедурные знания -- практические навыки. Общее основание у этих двух групп людей - знания о чем либо, знакомство с людьми или понятиями. 

Таким образом - отправной точкой выстраивания картотеки являются заметки с описанием каких-то объектов или исходных понятий, соответствующих вашей области интересов.  Например, формирование картотеки может начаться с карточки, определяющей понятие "знание". Потом к ней будут добавлены заметки, описывающие варианты знания, процедуры получения знания и так далее. Знание - это будет семенем, из которого потом постепенно вырастет побег - совокупность заметок по какой-то области знания. 

Пример связанных заметок про знание и две его разновидности. Ссылки на заметки вписаны в предложения с учетом склонения или вынесены в круглые скобки. Стоит отметить также отсутствие заглавия у заметки (оно вынесено в название файла) и привычной по сообщениям электронной почты «шапки», которая перенесена в конец текста. Окончание файла со служебной информацией формируется на основе шаблона и содержит обычно дату и время создания, тэги, источник и имя автора. 

В настоящее время возникла еще одна популярная тема - "цифровой сад". Цифровой сад противопоставляется с одной стороны базе знаний, жестко спроектированной под техническое задание цифровым архитектором. Но также цифровой сад противопоставляется и электронному архиву, формируемому библиотекарем с целью упрощения и ускорения доступа к информации. Садовнику нужен инструмент для развития своих идей, исследования, декомпозиции и объединения мыслей - и картотека Лумана является таким инструментом. (Что то перевод с оригинальной статьи Anne-Laure Le Cunff "How to choose the right note-taking app" не захотел открываться.) 

Второй обязательный элемент картотеки Лумана (Zettelkasten) - реестр высаженных ростков. Его называют картой содержимого, пытаются использовать английские сокращения toc/moc (table/map of content) и так далее. Это просто еще одна заметка в которой перечислены основные исходные понятия картотеки. Понятия могут быть отсортированы по алфавиту или сгруппированы по концептуальной близости. Важное свойство главного реестра содержимого - его название файла желательно начинать с 00 (например "00 Мои Интересы").

Главное свойство картотеки Лумана в том, что общего обзора содержимого (перечня всех карточек) нет. Со временем может быть построен обзор каких то понятий в какой-то ограниченной предметной области, потом он устареет и будет отредактирован. 

А как же быть с накопленным корпусом статей и конспектов? Что если на жизненном пути встретятся предположительно полезные статьи или будут сделаны конспекты?  Что если я сам напишу какую то статью? Их не надо выкидывать.  Все эти материалы носят иллюстративный характер к побегам и ветвям информационно-языковой модели. Пусть это будут листья на "дереве познания". Например, эту статью я писал в своей программе Obsidian и перед ее написанием мне понадобилось построить модель определенных понятий. Текст статьи я пометил иллюстративной ссылкой в заметке про "Понятие".

Я довольно долго собирал свой электронный архив - там порядка 1600 статей и конспектов. Недавно понял, что быстрый доступ к накопленным богатствам уже не интересен и хочется большего. Я намереваюсь постепенно выстроить на основании этого архива и внешних источников знаний свой собственный цифровой сад, он же картотека Лумана, он же Zettelkasten.   

Краткое резюме по процедуре формирования Zettelkasten:

  • сделать реестр главных тем картотеки,
  • написать первую заметку по главному понятию главной темы картотеки и добавить ее в реестр, 
  • добавлять описание свойств или процедур изменения понятия в виде отдельных заметок и ссылаться на них в заметке о главном понятии или последующих заметках, 
  • при необходимости добавить другое важное понятие из той же темы (или вообще из другой темы) и включить его в реестр, 
  • размышлять о понятиях и их свойствах и дополнять свои заметки.   

Формирование цифрового сада - бесконечный итерационный процесс. Он приносит удовольствие.