Принцип утки в хуманской культуре
Тридентский собор (точнее даже совет) проходил с 1545 по 1563 год. В ходе его заседаний и в ответ на критику со стороны протестантов была реформирована католическая церковь. Один из вопросов касался роли и задач искусства. Протестанты усматривали в католических практиках поклонения религиозным изображениям Ветхозаветный грех, запрещённую практику поклонения кумирам. Они осуждали и порой стремились уничтожить все религиозные изображения. Нечто подобное в Христианство уже переживало в VIII веке — движение иконоборцев и его последующее осуждение иконопочитателями.
Благодаря только что прошедшей эпохе Возрождения западно-европейская мысль к этому моменту заново ознакомилась с античными идеями сущности Искусства как подражания, в частности с эстетической концепцией мимесиса, сформулированной Аристотелем. Последний определил цель мимезиса как приобретение знания и возбуждения чувства удовольствия (получения дофаминового вознаграждения) от созерцания, воспроизведения и понимания предмета. Нейрофизиолог бы наверное сказал - что это описание базового механизма переноса знания в долгосрочную память.
В ходе Тридентского собора миметическая концепция Аристотеля легла в основу не только католического изобразительного искусства, но и всей европейской живописи и скульптуры. Сосредоточение на внешнем подражании (мимезисе) позволило отбросить протестантскую претензию о поклонении кумиру. Религиозное изображение изображает (да-да) религиозное событие или действующее лицо, но не тождественно этому лицу или событию. А верующий поклоняется сути, к которой его и направляет изображение.
Отсюда возникла формулировка роли религиозного искусства - направлять к постижению католической веры, сделать веру доступной пониманию необразованного простого обывателя. Такая роль сохранилась за Искусством до настоящего времени. Хотя со стороны это чаще осуждается как пропаганда. «Искусство - инструмент идеологии.» (кажется Б.Гройс)
Из инструментального образовательного характера искусства возникло требование формальной чистоты изображения. Оно с одной стороны не должно пробуждать никаких страстей - ни чревоугодия, ни вожделения. С другой стороны на изображении не должно быть ничего лишнего, не связанного с сутью изображаемого - никаких лишних животных, растений и персонажей. Современное требование лаконичности и чистоты фотографии, отсутствия лишнего в кадре восходит как раз к решениям середины XVI века.
Паоло Веронезе, Праздник в доме Леви, 1573
Выработанные требования Тридентского собора не были приняты всеми художниками. Так Паоло Веронезе пришлось переименовывать и частично дописывать свою картину "Тайная вечеря" после претензий со стороны инквизиции. Однако эти решения оказали существенное влияние на дальнейшее развитие западной культуры. Увлечение внешним антуражем, внимание к внешней форме нашло свое выражение в самых разных проявлениях западной культуры — от противостояния католической эстетики (включая импрессионизм и кубизм) и кальвинистской этики (честной прямой фотографии) до современной моды и фитнес-культуры.
В середине ХХ века Алан Тьюринг сформулировал важное требование к Искусственному Интеллекту - тест Тьюринга. Его суть состоит в том, что качество ИИ определяется по его внешнему поведению, которое должно быть неотличимо от человека. Важен не природа, не механизм функционирования интеллекта, а его внешние проявления. Опять речь про мимезис.
Сегодня в технической культуре сформулирован принцип утки - если что-то похоже внешне на утку, крякает как утка и ведёт себя как утка — значит это и есть утка. Это важный элемент (современной) эпистемологии. Человек не понимает (полностью) сути многих явлений, однако он абстрагируется от многих аспектов и деталей этих явлений и формирует некий примерный умозрительный образ, который он в состоянии понять - и дальше оперирует с этим приблизительным образом.
За принципом утки спрятан важный когнитивный сдвиг в мышлении. Человек по старинке привык придумывать лингвистическое логическое объяснение своим мыслям, своим знаниями и выводам. Но с Искусственным Интеллектом это уже не работает. В процессе глубокого обучения нейросеть формирует какие-то собственные признаки и концепции, и принимает решение на их основе. Человеку пора пересматривать походы к легитимации своих знаний.