Понимание Искусства
Милан. Вид с крыши Домского Собора.
Завершил прослушивание курса лекций Д.Гутова, недавно вышедшего на Уроках Легенд и решил выразить все основные мысли в виде одного лонгрида. Радость понимания переполняет. )
Дмитрий Геннадьевич Гутов (1960 г.р.) известный современный художник. Из его курса лекций можно понять, что сейчас он создает концептуальные инсталляции. Есть его сайт, обновлявшийся правда лет пятнадцать назад. Одновременно он получил академическое образование в области искусствоведения и часто выступает в качестве популяризатора традиционного и современного искусства.
Что такое искусство по его мнению? Это воплощение в визуальной форме бессознательного. О красоте речи не идет. Кажется это слово вообще не упоминалось за весь курс как характеристика качества произведения искусства.
Две основные темы искусства (в рамках психологического подхода):
- преодоление страха смерти и хаоса,
- выражение коллективного бессознательного и предсказание будущего.
Искусство - сверх необходимости. "Сведи к необходимости всю жизнь, и человек сравняется с животным." (В.Шекспир) Искусство всегда избыточно - но это то, что отличает человека от животного. Тут можно вспомнить про айфон - который избыточно прекрасен и вызывает неприятие у части общества. А можно про философию Канта о незаинтересованном суждении.
В целом - Д.Гутов проповедует эскапистскую позицию. По его мнению искусство дает возможность существовать в совершенно ином, счастливом пространстве, которое выстраивается автором так и по тем законам, как он считает нужным. В этот мир автор волен никого не пускать и спрятаться в нем. В искусстве художник часто создает некий идеальный мир. Идеал - это то, что правильно, это рассказ о том, как улучшить мир. Важно иметь в голове образ цели, идеального существования - это помогает двигаться вперед к обдуманной цели.
Основное отличие художника от взгляда профана с мороза - понимание формальных свойств полотна картины. Диагонали, углы - все эти неосознаваемые факторы формы работают. Но зритель с мороза о них не знает. (Это же касается и новичковой фотографии.)
В искусстве для Д.Гутова существуют две группы критериев - два направления изучения искусства:
- психологическое (психоаналитическое),
- историцистское ( марксистско-историческое).
(В западном искусствоведении существует еще семиотическое - структуралистское направление - но это для очень избранных.)
В рамках психологического направления как раз и изучается взаимодействие произведения искусства с бессознательным человека. Почему зрителя продолжает волновать произведение искусства, созданное две с половиной тысячи лет назад? - цитирует Д.Гутов риторический вопрос Маркса.
В рамках историцистского подхода изучается история развития общества, мифология или нарративы соответствующего периода, основные моменты биографии художника, общий контекст формирования произведения. При этом советская марксистская искусствография оказывается для Д.Гутова ценнее западных источников. (Вообще Маркс упоминается на удивление часто в том числе и как источник идей современного искусства.) При изучении истории искусства важно выявить ясную структуру, суть дела. Датировка - одна из самых важных характеристик произведения искусства.
По мнению Д.Гутова для оценки произведения искусства мало восхищенных или негодующих охов толпы и/или профессионалов. Суждения в области искусства основаны на доказательствах и аргументах. Это роднит его понимание с искусства с логикой, с языком, с естественными науками. Явное торжество исторического нарратива, отвергаемого постмодернизмом.
В изучении произведений искусства также мало неосознаваемого восторга. Необходимо тратить время чтобы разбираться в историческом контексте произведения. Сюжет, психология персонажей, другие детали помогают разобраться в произведении. Важно смотреть его с разных дистанций, в том числе с предполагаемой дистанции создания (40 см от поверхности).
Суть изобразительного искусства - остановка времени. Это замерзшее мгновение. Как это напоминает о фотографии, которая является самой совершенной формой остановки времени. Поэтому рядом с произведением надо оттормозиться и провести полтора часа времени в изучении его (его деталей и его контекста).
Еще один важный момент - самостоятельное овладевание ремесленными навыками, технологиями. Академический рисунок, самостоятельное изготовление художественных материалов помогают зрителю очень многое понять и замечать множество важных деталей. Мы видим то, что мы знаем.
Важнейший компонент талантливого произведения искусства по Д.Гутову - состояние внутренней свободы. По его мнению человека деньгами или насилием можно заставить делать многое - но не талантливые произведения. Талантливый художник часто опережает время и общество ополчается на него. Это касается и Фидия, и Микеланджело, и Веронезе, и Перова. Общество не готово посмотреть в отражение и согласиться с такой правдой.
При этом в обществе могут быть неожиданные тенденции. В конце 80х в Советском Союзе скупалось все творчество всех неформальных художников - чтобы привнести семена свободы, которые должны были разрушить. А вот после падения Советского Союза в 90е годы зарубежные покупатели исчезли и искусство превратилось в событие для СМИ. Тут можно вспомнить человека-собаку О.Кулика.
Деньги вернулись в Россию в 2003 году - появились галереи и стали популярны выставки как события культурной жизни. В 2002 году либералы снова смогли захватить власть в сфере денежного обращения и стали направлять часть выручки на воспитание через искусство.
Произведение современного искусства отличается от произведения традиционного искусства двумя важными аспектами. Не имеет ценности личное ремесленное мастерство автора. Ремеслом пусть занимаются в сфере производства. Ценность современного произведения искусства состоит в идее. Создание произведения современного искусства - продумывание одной или нескольких идей. Важно - насколько много идей выражено в произведении искусства и насколько это очищено от лишнего, насколько минималистична форма произведения. При этом очень часто на реализацию идеи инсталляции работают большие творческие коллективы в разных частях света.
При этом существует объяснение что сейчас нельзя рисовать так, как это делали раньше. Художник - зеркало своей эпохи (ну типа фотожурналиста, только круче). Художник очищает современность, доводит ее до кристальной чистоты. Отбрасывая все лишнее и второстепенное он выявляет суть дела. Мир сильно изменился - и сегодня нельзя рисовать так, как во времена Рублева и Рафаэля.
Есть очень хороший "мусорный" аргумент. В случае разрушения музея произведение современного искусства нельзя идентифицировать по обрывку или куску. А вот произведение античного искусства или искусства эпохи Возрождения - можно.
Произведение современного искусства функционирует совсем в другой логике по сравнению с традиционным искусством. На самом деле - понять произведение Афинской школы или Древнерусского искусства не так и просто - надо знать мифологию, утраченную по большей части. Но там есть радость узнавания объекта из мира вещей в миметическом изображении. И зритель радуется тому, что увидел нечто знакомое.
В отношении современного искусства узнавать нечего. Нельзя не узнать изображенный квадрат, или три кирпича в инсталляции. Этим можно просто наслаждаться как ребенок. Или узнавать смысл через общение с художником, через объяснения кураторов. Постепенно будет накапливаться знание ассоциативных ходов и зритель будет чувствовать себя знатоком. Он научается расшифровывать логику и становится членом заговора посвященных. Можно сравнить с кино - там зритель отказывается слушать режиссера и требует показать кино. В современном искусстве все не так - объяснения идей являются важнейшей частью произведения искусства, а на сами работы потом можно потратить и совсем немного времени. Там нечего разглядывать - нет личного ремесленного мастерства автора.
Удел непрофессионалов - наивное искусство. Это искусство, которое создано из любви к предметам. Это очень хорошо подходит и к фотографии, где очень много фотоснимков любимых предметов. В современном искусстве существует отдельный феномен "наивного" искусства. Огромное количество людей хотят участвовать в процессе, что то делают и выкладывают работы в социальных сетях. Но они не понимают логику, по которой какая то работа попадает в музей, а какая то остается за его стенами. Человек не потратил никаких усилий чтобы разобраться как работает система современного искусства, в чем ее логика. Он думает что процесс покупки и предъявления предмета очень прост.
В целом, по мнению Д.Гутова постепенно происходит прояснение мозгов. То, что казалось недопустимым 300-400 лет назад - сегодня ключевые памятники. Процесс пробуждения разума идет на радость нам всем. Вместе с тем художника можно сравнить с нервным окончанием социума. Он слышит раскаты будущего грома и пытается рассказать о них, но алармизм не пользуется популярностью.
Искусство рассказывает о будущем. О чем оно говорит в целом? Искусство полностью игнорирует психологию человека - все его глубины, все то, что языком древней философии называлось духом и выражалось в глазах, наполняло портреты Рембрандта. Человек из современного искусства исчез или остался в виде репродукции.
Искусство носит немного пугающий характер. Оно говорит, что эпоха человека заканчивается на наших глазах. По мнению многих деятелей культуры речь идет о создании новой формы жизни - цифровой. Это можно сравнить с переворотом, который происходит раз в несколько миллиардов лет. Или же напоминает жизнь накануне крушения Римской империи и начало совершенно новой эры.
В целом в современном искусстве одновременно живут два феномена. Наивное искусство масс помогает им убежать от гнета действительности в мир выдуманных грез. (Вспоминается к/ф Матрица.) Профессионалы подвержены жесткому воздействию рынка и посредников - кураторов, которые направляют развитие искусства в выгодном направлении.