Самовыражение фотографа
Вчера достал с потока и разместил дискуссии одну свою относительно старую фотографию. Она была сделана и опубликована в 2018 году и привлекла неплохую аудиторию. Когда ее размещал вчера - поразился определенной темноте фотографии. Она вызывает довольно мрачное впечатление. Ну так все верно - фотография была сделана и проявлена в конце 2018 года. У меня было очень плохое настроение связанное с сильными переживаниями и фотография отчасти выражает это пессимистическое негативное настроение.
Плохо это? Фотография и должна выражать определенные чувства и эмоции чтобы называться художественной. Должно быть передано кипение чувств. Такова точка зрения старых советских фотографов. Сейчас я на своем опыте убедился, что я сам, создавая художественную фотографию, самовыражаюсь и отражаю в ней какие-то волнующие меня эмоции и чувства.
Причем передача эмоций и чувств мной не осознавалась и я долгое время не принимал описанную выше точку зрения, сопротивлялся ей. Причина в воспитании мужского характера, который должен быть выше эмоций. Такую точку зрения навязывало общество.
Тема самовыражения также требует прояснения. В культуре изобразительного искусства может присутствовать традиция, канон, которые требуют от художника четкого следования. Такова традиция египетского, а затем и православного изобразительного искусства. В иконописи был четко определен перечень допустимых сюжетов, поз и сочетаний цветов. Но эта традиция касалась ликов и фигур, канонических сюжетов. В случае клейм по периметру иконы с житием возникало пространство маневра и возможность выбора. Еще больше выбора было в росписи стен и потолков храмов, хотя и там были определенные требования. Совсем много свободы было в иллюстрации инкунабулы. Каждая книжная миниатюра демонстрировала какое то достаточно уникальное событие. И для такого события не могло быть сложившегося канона его изображения.
Отсутствие канона означает более-менее свободный выбор художника. Он должен сам придумать композицию, цветовое и тональное решение. Процесс создания опирается на накопленный внутри человека культурный потенциал. А заодно и на волнующие его чувства и владеющие им эмоции. Не случайно рассказывают, что перед писанием икон мастер долго молился и настраивал себя на определенный эмоциональный настрой. В моем случае, показанном выше, в процессе проявки файла я отразил те чувства, которые меня наполняли.
Эти рассуждения заставляют еще раз подумать о сущности фотографии как искусства. Нас окружает многообразный мир, который может быть увиден и запечатлен множеством способов. Фотограф выбирает точку зрения, устанавливает границы кадра, устанавливает резкость и фиксирует мир, осуществив множественный выбор. Потом он просматривает ленту снятых фотографий и снова осуществляет выбор. Потом проявляет и снова осуществляет выбор. На практике реализуется потенциал самовыражения человека.
Зы: Практический вывод из этих рассуждений лежит в плоскости работы с архивом. Долгое время я думал, что достаточно содержать в порядке исходные файлы, а проявить всегда можно в рабочей программе. Потом я сменил платформу проявки и ушел с Adobe на Capture One. А сейчас убедился, что даже сохранение платформы не гарантирует сохранности фотографии.
Если бы я сегодня проявлял ту же фотографию, я бы сделал ее не такой темной и мрачной. И это были бы иные эмоции, другое сообщение зрителю. Это была бы другая фотография. Значит надо по результатам проявки в обязательном порядке сохранять полноразмерный tiff с конечным результатом. Надо подумать о том, как организовать и хранить корпус проявленных фотографий.