Самовыражение фотографа

23 июля 2020

Вчера достал с потока и разместил дискуссии одну свою относительно старую фотографию. Она была сделана и опубликована в 2018 году и привлекла неплохую аудиторию.  Когда ее размещал вчера - поразился определенной темноте фотографии. Она вызывает довольно мрачное впечатление.   Ну так все верно - фотография была сделана и проявлена в конце 2018 года.  У меня было очень плохое настроение связанное с сильными переживаниями и фотография отчасти выражает это пессимистическое негативное настроение.

Плохо это?  Фотография и должна выражать определенные чувства и эмоции чтобы называться художественной.  Должно быть передано кипение чувств. Такова точка зрения старых советских фотографов.  Сейчас я на своем опыте убедился, что я сам, создавая художественную фотографию,  самовыражаюсь и отражаю в ней какие-то волнующие меня эмоции и чувства.

Причем передача эмоций и чувств мной не осознавалась и я долгое время не принимал описанную выше точку зрения, сопротивлялся ей.  Причина в воспитании мужского характера, который должен быть выше эмоций.  Такую точку зрения навязывало общество.

Тема самовыражения также требует прояснения.   В культуре изобразительного искусства  может присутствовать традиция, канон, которые требуют от художника четкого следования.  Такова традиция египетского, а затем и православного изобразительного искусства.    В иконописи был четко определен перечень допустимых сюжетов, поз и сочетаний цветов.  Но эта традиция касалась ликов и фигур, канонических сюжетов.  В случае клейм по периметру иконы с житием возникало пространство маневра и возможность выбора. Еще больше выбора было в росписи стен и потолков храмов, хотя и там были определенные требования. Совсем много свободы было в иллюстрации инкунабулы.  Каждая книжная миниатюра демонстрировала какое то достаточно уникальное событие.  И для такого события не могло быть сложившегося канона его изображения.

Отсутствие канона  означает более-менее свободный выбор художника.   Он должен сам придумать композицию, цветовое и тональное решение.  Процесс создания опирается на накопленный внутри человека культурный потенциал. А заодно и на волнующие его чувства и владеющие им эмоции.  Не случайно рассказывают, что перед писанием икон мастер долго молился и настраивал себя на определенный эмоциональный настрой.  В моем случае, показанном выше, в процессе проявки файла я отразил те чувства, которые меня наполняли.

Эти рассуждения заставляют еще раз подумать о сущности фотографии как искусства.  Нас окружает многообразный мир, который может быть увиден и запечатлен множеством способов.  Фотограф выбирает точку зрения, устанавливает границы кадра, устанавливает резкость и  фиксирует мир, осуществив множественный выбор.  Потом он   просматривает ленту снятых фотографий и снова осуществляет выбор.  Потом проявляет и снова осуществляет выбор.   На практике реализуется потенциал самовыражения человека.

 

Зы:  Практический вывод из этих рассуждений лежит в плоскости работы с архивом.  Долгое время я думал, что достаточно содержать в порядке исходные файлы, а проявить  всегда можно в рабочей программе.  Потом я сменил платформу проявки и ушел с Adobe на Capture One.  А сейчас убедился, что даже сохранение платформы не гарантирует сохранности фотографии.

Если бы я сегодня проявлял ту же фотографию, я бы сделал ее не такой темной и мрачной.  И это были бы иные эмоции, другое сообщение зрителю. Это была бы другая фотография.  Значит надо по результатам проявки в обязательном порядке сохранять полноразмерный tiff с конечным результатом. Надо подумать о том, как организовать и хранить корпус проявленных фотографий.