Фотография - вчера и сегодня
Вокруг сущности фотографии бушует много споров, хотя и не все полностью осознаются в качестве таковых. Один из них - явно или неявно выраженное противостояние формалистического и содержательного подхода к ценности фотографии.
Завтрак 24 мая 2020 года.
В рамках формалистического подхода все вращается вокруг формальных качеств изображения вообще и формальных качеств фотографии в частности. Среди титанов мысли этого направления стоит отметить Р.Арнхейма, К.Гринберга, автора теории плоскости картины как ее важнейшей отличительной черты. В области фотографии в американской культуре наиболее известны Дж.Жарковский со своей выставкой и книгой “Взгляд фотографа”, а затем и С.Шор с книгой “Природа фотографии”. В России широко известен А.Лапин. Все эти рассуждения и оценочные суждения вращаются вокруг фотографии как вещи в себе.
Формалистический подход породил множество понятий, которые сегодня доминируют в массовом и элитарном сознании. В первую очередь это красота фотографии. Вокруг красоты вращаются еще вопросы вкуса, падения количества хороших фотографий, соответствия красоты объекта и красоты фотографии. Ну и так далее. Фотографы заняты вопросами композиции, передачи объема, учат правило третей, восходящие и нисходящие диагонали. А еще есть понятие эмоциональности, передачи эмоций как сущности художественной фотографии в отличие от технической. Много всего придумано за два века развития данного направления в искусстве.
В качестве альтернативы формалистическому подходу к фотографии выступает содержательный. Он начал активно формироваться в 70е годы ХХ века на Западе. Наиболее яркий пример такого подхода описан в “Камере Люциде” Р.Барта. Автор описывает восприятие фотографии с позиции зрителя и вводит два важных понятия - анализа изображения с позиции того или иного контекста и эмоциональной связи, возникающей у зрителя в результате такого анализа фотографии. Контекстов может быть много - географический, геологический, биологический. исторический, социологический, экологический, классовый и т.д.
Возникает вопрос о критерии качества фотографии. В рамках формалистического подхода таковым является красота. В узком круге продвинутых ценителей - это красота плоского изображения, в широком круге вокс попули - гламурная красота объекта съемки или сюжета.
Мне представляется, что критерием содержательного качества фотографии выступает наличие интереса к ней. Фотография как информационное сообщение считывается зрителем, анализируется им с позиций различных контекстов. Чем больше контекстов доступно зрителю - тем сложнее анализ. Результатом анализа является решение о расширении картины мира в рамках конкретного контекста. Чем больше расширяемых контекстов, чем сильнее расширяется контекст — тем интереснее фотография. И этот критерий носит субъективный характер - так как полностью зависит от “богатства внутреннего мира” зрителя.
Любопытно, что формалистический подход к фотографии является просто еще одним контекстом в ряду других. Это не противоречие - это просто отношение вложенности. “Плоскость К.Гринберга” перестает быть двумерной - появляется одна, другая, третья “сторона медали”. Для меня самого формалистическая фотография не является чем-то неприемлемым. Мне любопытно исследовать формальные свойства еды как сюжета - в процессе готовки, до или после ее употребления. Это очень "графоманская тема", но вызывает мое любопытство.
Краткий анализ двух направлений в фотографии стоит завершить ответом на вопрос “зачем”. Формалистическая фотография служит цели развлечения, получения визуального удовольствия. Именно эта цель была заявлена одним французским аббатом за сто лет до изобретения фотографии для всех прекрасных искусств. Содержательная фотография служит совсем другой цели - цели визуального анализа и познания мира. Не случайно фотография была изобретена как инструмент для решения прикладных задач самообучения в процессе Великого Путешествия. Об этом правда забыли.
К сожалению, логика классовой борьбы и объективно-материалистического исторического прогресса практически стерла ценности, существовавшие до эпохи Просвещения и Великой Французской Революции. Сегодня философы вынуждены нащупывать их заново. Возможно, что работы В.Савчука (фотография — поза логоса), как раз про фотографию как инструмент познания окружающего мира.