Сложный выбор сущности фоторепортажа

12 марта 2020

Вокруг номинаций World Press Photo 2020 раскручивается скандал.  На этот раз он связан с обвинением в плагиате. Вопрос затрагивает достаточно глубинные пласты сущности изобразительного искусства и фотографии. Как пойдет развитие фотографии?   

Кадр из истории "Исчезающие Фламинго" М.Манна. Экранная копия.

Некоторое время назад немецкий фотограф М.Манн отправил на конкурс свою работу “Исчезающие Фламинго” про высыхающее озеро Урмия на северо-западе Ирана.  Оказалось, что аналогичный проект “Глаз Земли” за несколько лет до того делала С.Дарьяни, проживающая в Великобритании фотограф иранского происхождения. Ее связывают определенные личные отношения с обьектом визуального исследования — места жительства ее родственников. В блоге иранского журналиста К.Ростамхани опубликована статья “Исчезающие копии под копирку”, обвиняющая М.Манна в плагиате у С.Дарьяни на основании совпадения сюжетов фотографий.  Действительно,  сюжеты фотографий короткого варианта истории М.Манна совпадают с отдельными работами С.Дарьяни.  В отношении одной-трех фотографий можно говорить о “частичном” совпадении ракурса и композиции фотографии.  Однако М.Манн все фотографии снял самостоятельно,  и  во многих случаях его картинка поэтически интереснее.   Длинная версия истории, опубликованная на сайте М.Манна содержит и другие фотографии.  

Сбор урожая. Сопоставление элемента двух визуальных историй. Экранная копия. 

Сценка в чайхане. Сопоставление двух визуальных историй. Экранная копия

После обвинения в плагиате М.Манн вынужден был документально изложить свою позицию, и  указывал на наличие определенных визуальных шаблонов восприятия конкретного места и подтверждал это утверждение сопоставлением работ других фотографов.

Сцены в чайхане в творчестве разных фотографов. Экранная копия.

Обвинение в плагиате — достаточно серьезное и получило сегодня большое распространение в научной среде.  “Плагиа́т — умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе.”

Кораблик (паром) на берегу высыхающего озера. Сопоставление фотографий разных авторов. Экранная копия.

Что же такого незаконно использовал М.Манн?  Идеи: сюжеты фотографий, которые феноменологически раскрывают содержание ситуации с озером Урмия.  Являются ли сегодня эти  идеальные сущности объектами интеллектуальной собственности, однозначно признаваемыми и защищаемыми современным обществом?  Попробуем разобраться в этом вопросе.

Кадр из истории "Исчезающие Фламинго" М.Манна. Экранная копия

В истории западно-европейской цивилизации изобразительное искусство долгое время выполняло задачу показать человеку Бога,  результаты его деятельности и уверовавших в него людей.  В Православии существует четкий канон, определяющий повороты головы, положения рук и ног на изображении.  В Католицизме существует определенная свобода для творчества художника - его задачей была наиболее эффектная визуализация события или образа.  “Право собственности” на сюжеты и идеи изображений сохранялось за Церковью. А Католическая церковь освящала право правления конкретных королей и императоров, и в значительной степени была одним из политически ангажированных институтов западно-европейской культуры.

Потом была длительная история Возрождения,  во время которого художники получили возможность изображать сюжеты и героев мифов и легенд, эпоса древнего мира. Увлечение Энеем и его командой позволило сначала помыслить, а затем и свергнуть освященную Католической церковью королевскую власть во Франции. Монопольная власть на сюжеты стала размываться.  Эпоха ограбления колоний и хищнического вывоза сырьевых богатств сопровождалась вывозом и выставлением в музеях красивых объектов, утративших свое функциональное назначение.  По яркому замечанию Б.Гройса - предметом искусства стал объект дизайна, утративший свое функциональное назначение.  Одновременно и Ф.Ницше возвестил об утрате Бога в западно-европейской культуре. Церковь потеряла монопольную власть на идейно-сюжетное содержание объектов изобразительного искусства в западно-европейской культуре. А значительная часть живописных  "обьектов дизайна" утратила свое служебное функциональное назначение и переехала из соборов в музеи. 

Потом была знаменитая скандальная выставка, на которой М.Дюшан выставил фабрично-изготовленный писсуар и назвал его фонтаном.  Стало “можно” любой объект дизайна квалифицировать как искусство, главное в идее, в содержании, которые несет в себе этот объект.  Фокус внимания визуального искусства начал активно смещаться из области технических навыков подражания реальности в производство идей и смыслов.  Определенной вершиной концептуального искусства стала инсталляция Дж.Кошута “Один и три стула”.  В рамках этой инсталляции фотографировался стул, затем он размещался у стены и рядом с ним на стене закреплялись фотография этого стула и статья, поясняющая содержание стула.  Причем, по замыслу автора, любой человек мог повторить эту инсталляцию своими силами на основе имеющегося в распоряжении редимейда, и в случае точного следования инструкциям у него получалось бы оригинальное произведение современного искусства.

Варианты реализации концепта "Один и Три стула". Экранная копия.

Фотография и основанное на ней кино значительно облегчили требования к техническим навыкам художника.  Стало возможным и допустимым просто выстроить композицию кадра, нажать на кнопку и получить визуальный материал сильного воздействия на зрителя.  Кино и Фотография тут же призвали на службу политике.   В состав творческих задач прочно вошла необходимость сформировать замысел, идею произведения искусства, которая бы позволила решить необходимую политическую задачу заказчика.  В области искусства кино право формирования визуальной истории на основе выдуманного сюжета или реальной истории является обьектом интеллектуальной собственности и защищается общественными отношениями.

В области искусства фотографии сюжет, идея визуального произведения пока такой однозначной защиты не имеют.  На профанном уровне бытует представление, что все дело в технических навыках, в том, чтобы купить правильную технику, правильно построить композицию кадра и в решающий момент театрализованной постановки нажать на кнопку спуска затвора.  Природа и хаотические силы постарались, а роль фотографа очень и очень незначительная, в первую очередь техническая.  Он лишь снимает с реальности шкурку отраженного света.

На самом деле в фотографии все не так просто.  Если фотограф работает на агентство или редакцию, ему выдается бриф, редакционное задание, в котором достаточно четко определяются сюжеты для съемки.  Задача фотографа — реализовать это задание.  В случае свободного творчества задача фотографа намного сложнее.  Ему самому нужно придумать или осознать ассоциативные связи, существующие между основной темой фотографической истории и отдельными фотографиями.  Связки “урмия-сбор урожая яблок”, “урмия - одинокий посетитель в чайхане” и представляют собой результат творческого исследования независимого фотографа.  Подобные ассоциативные связи выделить непросто и многие фотографы эмоционально защищают результаты творчества С.Дарьяни.

"Карта памяти" для совпадающих ассоциативных связей в фотографических историях проектах 

На практике выделить понятно и привлекательно для других ассоциативные связи объекта визуального исследования и конкретно существующих сюжетов  очень и очень сложно. Приходится много читать, создавать ассоциативные списки или “карты памяти”. Это обычно длительный творческий процесс. Такой процесс порой подвергается самостоятельному эстетическому исследованию. Издана, например, книга Photographers Sketchbooks (S.McLaren, B.Formhals) в которой пристально рассматривается творческий процесс более 40 современных фотографов, включая Р.Баллена, С.Лейтера, Т.Парка и А.Сота.

Фотокопия странички записной книжки С.Лейтера. Страница из Photographer's Sketchbooks.

Особую сложность формированию содержательного набора ассоциаций придает короткий временной промежуток, имеющийся в наличии у приехавшего (иностранного) фотографа, и имеющийся культурный барьер.  Томас Дворжак, когда приехал зимой 2019 в Москву делать первый проект Magmun LiveLab, начал с просмотра и печати стоп-кадров из фильма “Я шагаю по Москве”.  Потом он пробовал снять соответствующие кадры самостоятельно.  Возможно, они послужили разогреву восприятия фотографа, улучшению осознания незнакомой реальности.  А вот в случае проектов М.Манна и С.Дарьяни можно говорить о совпадении ассоциативных связей.  Но является ли этот продукт творческой фантазии общественно уважаемым и защищаемым обьектом интеллектуальной собственности? Ведь фотография - всего лишь шкурка отраженного света?

Кадр из истории "Исчезающие Фламинго" М.Манна. Экранная копия.

Обвинение в плагиате в рамках конкурса World Press Photo 2020 поставило перед его жюри достаточно сложную задачу. Оба варианта решения имеют свои существенные негативные последствия.

  • Если жюри признает правомочность обвинений в плагиате и дисквалифицирует проект М.Манна, то оно признает набор сюжетов как самостоятельный объект интеллектуальной собственности и встанет на его защиту.  Фактически будет исправлен диспаритет, существующий по отношению к кино с его защитой сюжета, как основы сценария.  Но при этом самими специалистами в области документарной фотографии будет признана вымышленная, придуманная суть документарной фотографической истории.  Одновременно будет признано, что мастерство владения фотокамерой в репортажной фотосъемке, как и сама фотографическая техника, имеет вторичное значение по сравнению с оригинальностью сюжетного наполнения фотоистории.  
  • Если жюри отвергнет правомочность обвинений в плагиате — оно сохранит существующее положение дел с облегченной защитой интеллектуальных прав в области (репортажной) фотографии. Сохранится противоречие в содержании между репортажной фотографией и другими областями визуального изобразительного искусства. При этом подтвердится приоритет личного мастерства и качества фотоаппаратуры над творческим содержанием фотографии, и правомерность тиражирования клише.  Возникнет еще одна коллективная обида на руководство WPP. А творческие фотографы-исследователи наверняка задумаются о перспективах своей медиа и целесообразности миграции в область видеоконтента.

   

Журналистская фотография проходит еще одну не простую развилку на пути своего развития.

 

1. Сайт М.Манна https://maximilian-mann.com/Home

2. Сайт С.Дарьяни http://www.solmazdaryani.com

3. Публикация "Исчезающая копия под копирку" https://kaveh-rk.net/when-carbon-copies-fade/

4. Ответ М.Манна на претензию в плагиате https://kaveh-rk.net/statement-by-fading-flamingos/

5. Photographers' Sketchbooks, by S.McLaren and B.Formhals - Thames & Hudson, 2014