Сложный выбор сущности фоторепортажа
Вокруг номинаций World Press Photo 2020 раскручивается скандал. На этот раз он связан с обвинением в плагиате. Вопрос затрагивает достаточно глубинные пласты сущности изобразительного искусства и фотографии. Как пойдет развитие фотографии?
Кадр из истории "Исчезающие Фламинго" М.Манна. Экранная копия.Некоторое время назад немецкий фотограф М.Манн отправил на конкурс свою работу “Исчезающие Фламинго” про высыхающее озеро Урмия на северо-западе Ирана. Оказалось, что аналогичный проект “Глаз Земли” за несколько лет до того делала С.Дарьяни, проживающая в Великобритании фотограф иранского происхождения. Ее связывают определенные личные отношения с обьектом визуального исследования — места жительства ее родственников. В блоге иранского журналиста К.Ростамхани опубликована статья “Исчезающие копии под копирку”, обвиняющая М.Манна в плагиате у С.Дарьяни на основании совпадения сюжетов фотографий. Действительно, сюжеты фотографий короткого варианта истории М.Манна совпадают с отдельными работами С.Дарьяни. В отношении одной-трех фотографий можно говорить о “частичном” совпадении ракурса и композиции фотографии. Однако М.Манн все фотографии снял самостоятельно, и во многих случаях его картинка поэтически интереснее. Длинная версия истории, опубликованная на сайте М.Манна содержит и другие фотографии.
Сбор урожая. Сопоставление элемента двух визуальных историй. Экранная копия.Сценка в чайхане. Сопоставление двух визуальных историй. Экранная копия
После обвинения в плагиате М.Манн вынужден был документально изложить свою позицию, и указывал на наличие определенных визуальных шаблонов восприятия конкретного места и подтверждал это утверждение сопоставлением работ других фотографов.
Сцены в чайхане в творчестве разных фотографов. Экранная копия.
Обвинение в плагиате — достаточно серьезное и получило сегодня большое распространение в научной среде. “Плагиа́т — умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе.”
Кораблик (паром) на берегу высыхающего озера. Сопоставление фотографий разных авторов. Экранная копия.
Что же такого незаконно использовал М.Манн? Идеи: сюжеты фотографий, которые феноменологически раскрывают содержание ситуации с озером Урмия. Являются ли сегодня эти идеальные сущности объектами интеллектуальной собственности, однозначно признаваемыми и защищаемыми современным обществом? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Кадр из истории "Исчезающие Фламинго" М.Манна. Экранная копия
В истории западно-европейской цивилизации изобразительное искусство долгое время выполняло задачу показать человеку Бога, результаты его деятельности и уверовавших в него людей. В Православии существует четкий канон, определяющий повороты головы, положения рук и ног на изображении. В Католицизме существует определенная свобода для творчества художника - его задачей была наиболее эффектная визуализация события или образа. “Право собственности” на сюжеты и идеи изображений сохранялось за Церковью. А Католическая церковь освящала право правления конкретных королей и императоров, и в значительной степени была одним из политически ангажированных институтов западно-европейской культуры.
Потом была длительная история Возрождения, во время которого художники получили возможность изображать сюжеты и героев мифов и легенд, эпоса древнего мира. Увлечение Энеем и его командой позволило сначала помыслить, а затем и свергнуть освященную Католической церковью королевскую власть во Франции. Монопольная власть на сюжеты стала размываться. Эпоха ограбления колоний и хищнического вывоза сырьевых богатств сопровождалась вывозом и выставлением в музеях красивых объектов, утративших свое функциональное назначение. По яркому замечанию Б.Гройса - предметом искусства стал объект дизайна, утративший свое функциональное назначение. Одновременно и Ф.Ницше возвестил об утрате Бога в западно-европейской культуре. Церковь потеряла монопольную власть на идейно-сюжетное содержание объектов изобразительного искусства в западно-европейской культуре. А значительная часть живописных "обьектов дизайна" утратила свое служебное функциональное назначение и переехала из соборов в музеи.
Потом была знаменитая скандальная выставка, на которой М.Дюшан выставил фабрично-изготовленный писсуар и назвал его фонтаном. Стало “можно” любой объект дизайна квалифицировать как искусство, главное в идее, в содержании, которые несет в себе этот объект. Фокус внимания визуального искусства начал активно смещаться из области технических навыков подражания реальности в производство идей и смыслов. Определенной вершиной концептуального искусства стала инсталляция Дж.Кошута “Один и три стула”. В рамках этой инсталляции фотографировался стул, затем он размещался у стены и рядом с ним на стене закреплялись фотография этого стула и статья, поясняющая содержание стула. Причем, по замыслу автора, любой человек мог повторить эту инсталляцию своими силами на основе имеющегося в распоряжении редимейда, и в случае точного следования инструкциям у него получалось бы оригинальное произведение современного искусства.
Варианты реализации концепта "Один и Три стула". Экранная копия.
Фотография и основанное на ней кино значительно облегчили требования к техническим навыкам художника. Стало возможным и допустимым просто выстроить композицию кадра, нажать на кнопку и получить визуальный материал сильного воздействия на зрителя. Кино и Фотография тут же призвали на службу политике. В состав творческих задач прочно вошла необходимость сформировать замысел, идею произведения искусства, которая бы позволила решить необходимую политическую задачу заказчика. В области искусства кино право формирования визуальной истории на основе выдуманного сюжета или реальной истории является обьектом интеллектуальной собственности и защищается общественными отношениями.
В области искусства фотографии сюжет, идея визуального произведения пока такой однозначной защиты не имеют. На профанном уровне бытует представление, что все дело в технических навыках, в том, чтобы купить правильную технику, правильно построить композицию кадра и в решающий момент театрализованной постановки нажать на кнопку спуска затвора. Природа и хаотические силы постарались, а роль фотографа очень и очень незначительная, в первую очередь техническая. Он лишь снимает с реальности шкурку отраженного света.
На самом деле в фотографии все не так просто. Если фотограф работает на агентство или редакцию, ему выдается бриф, редакционное задание, в котором достаточно четко определяются сюжеты для съемки. Задача фотографа — реализовать это задание. В случае свободного творчества задача фотографа намного сложнее. Ему самому нужно придумать или осознать ассоциативные связи, существующие между основной темой фотографической истории и отдельными фотографиями. Связки “урмия-сбор урожая яблок”, “урмия - одинокий посетитель в чайхане” и представляют собой результат творческого исследования независимого фотографа. Подобные ассоциативные связи выделить непросто и многие фотографы эмоционально защищают результаты творчества С.Дарьяни.
"Карта памяти" для совпадающих ассоциативных связей в фотографических историях проектах
На практике выделить понятно и привлекательно для других ассоциативные связи объекта визуального исследования и конкретно существующих сюжетов очень и очень сложно. Приходится много читать, создавать ассоциативные списки или “карты памяти”. Это обычно длительный творческий процесс. Такой процесс порой подвергается самостоятельному эстетическому исследованию. Издана, например, книга Photographers Sketchbooks (S.McLaren, B.Formhals) в которой пристально рассматривается творческий процесс более 40 современных фотографов, включая Р.Баллена, С.Лейтера, Т.Парка и А.Сота.
Фотокопия странички записной книжки С.Лейтера. Страница из Photographer's Sketchbooks.
Особую сложность формированию содержательного набора ассоциаций придает короткий временной промежуток, имеющийся в наличии у приехавшего (иностранного) фотографа, и имеющийся культурный барьер. Томас Дворжак, когда приехал зимой 2019 в Москву делать первый проект Magmun LiveLab, начал с просмотра и печати стоп-кадров из фильма “Я шагаю по Москве”. Потом он пробовал снять соответствующие кадры самостоятельно. Возможно, они послужили разогреву восприятия фотографа, улучшению осознания незнакомой реальности. А вот в случае проектов М.Манна и С.Дарьяни можно говорить о совпадении ассоциативных связей. Но является ли этот продукт творческой фантазии общественно уважаемым и защищаемым обьектом интеллектуальной собственности? Ведь фотография - всего лишь шкурка отраженного света?
Кадр из истории "Исчезающие Фламинго" М.Манна. Экранная копия.
Обвинение в плагиате в рамках конкурса World Press Photo 2020 поставило перед его жюри достаточно сложную задачу. Оба варианта решения имеют свои существенные негативные последствия.
- Если жюри признает правомочность обвинений в плагиате и дисквалифицирует проект М.Манна, то оно признает набор сюжетов как самостоятельный объект интеллектуальной собственности и встанет на его защиту. Фактически будет исправлен диспаритет, существующий по отношению к кино с его защитой сюжета, как основы сценария. Но при этом самими специалистами в области документарной фотографии будет признана вымышленная, придуманная суть документарной фотографической истории. Одновременно будет признано, что мастерство владения фотокамерой в репортажной фотосъемке, как и сама фотографическая техника, имеет вторичное значение по сравнению с оригинальностью сюжетного наполнения фотоистории.
- Если жюри отвергнет правомочность обвинений в плагиате — оно сохранит существующее положение дел с облегченной защитой интеллектуальных прав в области (репортажной) фотографии. Сохранится противоречие в содержании между репортажной фотографией и другими областями визуального изобразительного искусства. При этом подтвердится приоритет личного мастерства и качества фотоаппаратуры над творческим содержанием фотографии, и правомерность тиражирования клише. Возникнет еще одна коллективная обида на руководство WPP. А творческие фотографы-исследователи наверняка задумаются о перспективах своей медиа и целесообразности миграции в область видеоконтента.
Журналистская фотография проходит еще одну не простую развилку на пути своего развития.
1. Сайт М.Манна https://maximilian-mann.com/Home
2. Сайт С.Дарьяни http://www.solmazdaryani.com
3. Публикация "Исчезающая копия под копирку" https://kaveh-rk.net/when-carbon-copies-fade/
4. Ответ М.Манна на претензию в плагиате https://kaveh-rk.net/statement-by-fading-flamingos/
5. Photographers' Sketchbooks, by S.McLaren and B.Formhals - Thames & Hudson, 2014