Картотека Н.Лумана - производство прозорливости
Картотека Никласа Лумана: производство интуитивной прозорливости
Йохан Шмидт
1 Социология Никласа Лумана
Никлас Луманн (1927-1998), профессор социологии Билефельдского университета с 1968 по 1993 г., был одним из последних сторонников так называемой "большой теории": За сорок лет своей научной деятельности он разработал универсальную теоретическую базу - теорию социологических систем, способную охватить практически весь спектр социальных явлений. При этом он уделял большое внимание концептуальной и терминологической последовательности и был восприимчив к теоретическим разработкам не только в социологии, но и в других научных дисциплинах, таких как философия, право, теология, биология и кибернетика в частности. Начиная с 1960-х годов, Луманн из года в год публиковал огромное количество статей и книг, и к моменту его смерти список его публикаций насчитывал более 500 наименований по различным темам, в основном относящимся к его главному исследовательскому интересу - теории общества.
С 1946 по 1949 г. Луман изучал право, а затем сначала работал старшим государственным служащим в органах государственного управления. В середине 1950-х годов, еще не имея никаких институциональных связей с академическими кругами, он уже осознавал, что записи, которые он делал в то время при чтении, будут собираться не для ограниченного проекта публикации, а для гораздо более масштабной работы, в конечном итоге - для проекта всей жизни. Недостатки общепринятых методов организации заметок путем сбора их в папки побудили его с самого начала перейти на карточную систему учета. Организуя таким образом свои исследования, Луман перенял систему систематизации знаний, возникшую в ранней современной науке в связи с быстрым ростом числа доступных публикаций с XVI века и последовавшей за этим практикой выдержек: картотеку. В дальнейшем он довел потенциал систематического производства знаний, заложенный в этой технике хранения, до совершенства, разработав очень специфическую систему организации и ссылок, которая, по-видимому, является аналоговым преадаптивным предвосхищением современной формы цифровой базы данных. Картотека Лумана позволяет получать новые и часто неожиданные знания, связывая понятия и мысли, которые на первый взгляд не имеют ничего общего: Можно сказать, что она делает возможной, по выражению Роберта Мертона, интуитивную прозорливость (serendipity) в системном и теоретически обоснованном виде.
2 Картотека Никласа Лумана Niklas Luhmann’s Card Index
Картотека (card index) Лумана состоит примерно из 90 000 рукописных карточек формата А-6, объединенных в две коллекции. Первая коллекция, созданная приблизительно между 1951 и 1962 годами, когда Луман прошел путь от юриста с интересами, прежде всего, в области конституционного права и административных наук до социолога-теоретика систем, основана, прежде всего, на его чтениях по политологии, административным исследованиям, теории организации, философии и социологии. Коллекция состоит из примерно 23 000 карточек, разделенных на 108 разделов по темам и имеющих последовательную нумерацию, двух библиографий, включающих около 2 000 наименований, и указателя ключевых слов, содержащего около 1 250 записей. Вторая коллекция (1963-1997 гг.), в которой явно прослеживается социологический подход, разделена на одиннадцать разделов верхнего уровня с общим количеством подразделов около 100. Она состоит примерно из 67 тыс. карточек, включая значительный, но явно неполный библиографический аппарат, содержащий около 15 тыс. ссылок, и указатель ключевых слов, включающий 3200 записей.
Основную часть коллекции (около 75 тыс. карточек) составляют заметки, в которых зафиксированы результаты чтения Лумана, а также его собственные мысли, теоретические аргументы и концепции. Заметки, сделанные в результате чтения, - это не просто выдержки; для него было важно, "что и каким образом можно использовать для уже написанных карт". Поэтому, читая, я всегда держу в голове вопрос о том, как эти книги могут быть интегрированы в систему картотеки". Вследствие этого он обычно не помещал записи, сделанные во время чтения, непосредственно в коллекцию и не оформлял их точно так же, как во время чтения; фактически вечером он переносил часто лишь рудиментарные записи, сделанные в течение дня, в новые записи в соответствии со своей особой техникой оформления. Кроме того, он не стремился развить идею до максимальной сложности, прежде чем включить ее в коллекцию; он исходил из того, что решение о полезности заметки может быть принято только при соотнесении ее с другими заметками, а значит (во многих случаях) будет принято в будущем: при перечитывании заметки в контексте новых заметок, составленных позже, или в контексте запроса, т.е. при использовании картотеки в качестве базы данных для новых мыслей и публикаций. Кроме того, в этом случае с самого начала не было ясно, куда будет помещена добавляемая заметка - это решение принималось в процессе подготовки соответствующей заметки к помещению в картотеку, и, как правило, в силу особенностей структуры коллекции существовало более одного возможного решения вопроса о том, куда поместить заметку в картотеку.
Эти вопросы привлекают внимание к четырем особым характеристикам картотеки, которые являются предпосылками для выполнения ее основной функции по производству нового знания:
- особая система организации и
- метод интеграции карточек с определенными правилами нумерации,
- внутренняя система связей,
- обширный указатель ключевых слов.
Все это в совокупности превращает картотеку Лумана в сложную когнитивную систему, обладающую собственной творческой способностью, "второй памятью", как он ее называл. Эта способность, конечно, не была полностью независимой от своего создателя, но она систематически приводила к идеям, которые не лежат под рукой - даже удивляя человека, который был автором карточек. Несомненно, между автором и читателем записок существовало личностное единство, но, с другой стороны, между ними было различие в той мере, в какой в дело вмешивалась фактическая сложность и эволюционная история коллекции.
3 Метод интеграции карточек
По словам Лумана, коллекция представляет собой "сочетание беспорядка и порядка, кластеризации и непредсказуемых комбинаций, возникающих в результате специального отбора". Конечно, коллекция файлов - это не просто хаотическая компиляция заметок, а совокупность огромного количества карточек по конкретным понятиям и темам. Этот порядок по тематике на верхнем уровне отражается в первом номере, присвоенном карточке, после которого следует запятая (первая коллекция) или косая черта (вторая коллекция), отделяющая его от остальных номеров, присвоенных каждой карточке (см. ниже). В первой картотеке представлено 108 разделов, дифференцированных по предметным областям, в которых исследуются и осмысливаются во многом заранее определенные, достаточно подробно разработанные области знаний в области права, административных наук, философии и социологии, такие как государство, равенство, планирование, власть, конституция, революция, иерархия, наука, роль, концепция мира, информация и т.д.
Вторая картотека, по замыслу, является более проблемно-ориентированной, отражая зарождающиеся социологические интересы Лумана: она состоит всего из одиннадцати предметных областей высшего уровня: организационная теория, функционализм, теория принятия решений, офис, формальный/неформальный порядок, суверенитет/государство, индивидуальные концепции/индивидуальные проблемы, экономика, специальные заметки, архаические общества, развитые цивилизации. Эта подборка сразу же показывает, что она не является системой порядка в смысле устоявшейся таксономии, а представляет собой исторический продукт чтения и исследовательских интересов Лумана, особенно в 1960-е годы. Вслед за предметными областями, определенными на верхнем уровне, идут другие подразделы, посвященные самым разным темам. Взаимосвязь между предметной областью верхнего уровня и предметами нижнего уровня не может быть описана в терминах строгого иерархического порядка, это скорее форма свободной связи, поскольку можно найти предметы нижнего уровня, которые не подходят систематически к вопросу верхнего уровня, а показывают лишь незначительные связи.
Это является следствием особой системы организации заметок, применяемой в этих разделах по конкретной тематике, благодаря которой первоначальное решение о выборе конкретной темы не привело к созданию последовательности карточек, ограничивающейся только этой темой: Всякий раз, когда Луман наталкивался на интересную мысль о каком-либо второстепенном аспекте на одной из своих карточек, он развивал эту мысль, добавляя дополнительные примечания, и вставлял соответствующую карточку на это место в существующую последовательность карточек. Этот прием можно было повторить с уже вставленной карточкой и так далее, в результате чего последовательность карточек тематически и концептуально уходила все дальше и дальше от первоначальной темы и составляла ее подраздел. Более того, эта техника позволяла коллекции не только расти в абсолютном количестве, но и расти "вглубь" без ограничений систематического порядка.
Но расположение в коллекции как более крупных тематических областей, так и отдельных карточек было не только историческим продуктом читательских интересов и нотографической деятельности Лумана. Оно было обусловлено также сложностью отнесения того или иного выпуска к одной единственной (верхнего уровня) теме, что является вопросом неоднозначным или, так сказать, концептуальной нерешительностью. Луман решил эту проблему, используя ее как возможность: вместо того чтобы придерживаться идеи систематической классификации, он предпочел организовать записи по принципу, согласно которому они должны иметь лишь некоторое отношение к предыдущей записи без необходимости иметь в виду некую всеобъемлющую систему. Можно сказать: должно быть только локальное решение (т.е. связь или внутреннее соответствие). Это, соответственно, говорит о том, что позиционирование специального предмета в этой системе организации ничего не говорит о его теоретической значимости - ведь в этой паутине заметок нет привилегированных позиций: нет ни верха, ни низа.
Решение, присущее этой технике ведения картотеки без фиксированной системы порядка, является существенной предпосылкой творческого подхода к ведению картотеки. Объясняя свой подход, Луман подчеркивал, имея в виду первые шаги компьютерной техники, преимущества принципа "множественного хранения": в картотеке он служит для обеспечения различных путей доступа к теме или понятию, поскольку соответствующие заметки могут быть занесены в разные места и в разные контексты. И наоборот, встраивание темы в различные контексты порождает различные линии информации, открывая в каждом случае различные сферы сравнения, поскольку заметка является информацией только в паутине других заметок. Кроме того, Луман стремился "избежать преждевременной систематизации и закрытости и сохранить открытость будущему". Его способ организации коллекции позволяет ей постоянно адаптироваться к эволюции его мышления и его общей теории, которая также не концептуализирована иерархически, а скорее кибернетически, где каждый термин или теоретическая концепция зависят от других.
4 Система Нумерации
Для того чтобы картотека "заговорила", необходимо дополнительное условие: возможность индивидуального обращения к каждой карточке, а значит, и ее повторного поиска. Таким образом, техника картотеки строится не на идее порядка содержания, а на идее фиксированного порядка расположения. Эта идея лежит в основе специфической системы нотаций Лумана: Каждой карточке присваивается номер и, таким образом, фиксированная позиция в файле, которая не меняется с течением времени: карточка 1/1 (или 1,1, как в первом сборнике) - т.е. за первой записью в первом разделе сборника следует 1/2 (или 1,2) и т.д.; карточке, созданной позже и развивающей аспект, отмеченный на карточке 1/1, но не являющийся частью аргументации, продолженной на карточке 1/2, присваивается номер 1/1а, поскольку номер 1/2 уже был присвоен, и она вставляется между карточками 1/1 и 1/2; В этот момент может быть добавлена карточка 1/1b на ту же тему или еще одна карточка 1/1a1 с дальнейшим разбором или рассмотрением других аспектов, которая вставляется между 1/1a и 1/1b, и так далее.
Пример метода нумерации при формировании картотеки
1/1 Карточка с заметками, относящимися к определенной теме
1/1a Карточка с заметками, относящимися к определенной идее из карточки 1/1
1/1b Продолжение заметок из карточки 1/1a
1/1b1 Карточка с заметками, относящимися к определенной идее из карточки 1/1b
1/1b1a Карточка, содержащая заметки, относящиеся к определенной идее из карточки 1/1b1
1/1b1b Продолжение заметок из карточки 1/1b1a
1/1b2 Продолжение заметок с карточки 1/1b1
1/1c Продолжение заметок с карточки 1/1b
1/2 Продолжение заметок с карточки 1/1
В сочетании с описанным выше методом интеграции карточек эта довольно простая, но оригинальная система нумерации, основанная на принципе связности аргументов, приводит к сложной структуре нумерации и к карточкам, на которых сочетаются цифры и буквы, содержащие до 13 цифр (например, 21/3a1p5c4fB1a на первой карточке подраздела "Конфиденциальность" второй коллекции), и тем самым позволяет организовать сложный процесс вставки практически бесконечного числа карточек между тем, что первоначально было двумя последовательными карточками, созданными одновременно по смежной теме. Таким образом, структура нумерации отражает ту уникальную глубину организации карточек, которую Луман назвал "способностью к внутреннему разветвлению".
5 Система Связей
Помимо системы обозначений и нумерации, есть еще одна ключевая особенность коллекций, объясняющая креативность этой системы хранения: система ссылок и связей. Это означает, что Луман на одной карточке отмечал номер другой карточки, часто тематически и пространственно далекой, связывая разные карточки определенным образом. По оценке, основанной на выборочном подсчете, первая коллекция содержит около 20 000 ссылок, а вторая - около 30 000 подобных ссылок, т.е. в среднем почти на каждой (первая коллекция) или почти на каждой второй записи (вторая коллекция) имеется ссылка.
Можно выделить три типа связывания:
1. Ссылки в контексте более крупного структурного плана: Приступая к основной линии размышлений, Луман иногда отмечал на первой карточке несколько аспектов, которые должны быть рассмотрены, и обозначал их прописной буквой, отсылающей к карточке (или набору последовательных карточек), которая была соответствующим образом пронумерована и располагалась по крайней мере в относительной близости от карточки, содержащей конспект. Такая структура ближе всего напоминает конспект статьи или оглавление книги и, следовательно, не использует потенциал коллекции как сети заметок.
2. Коллективные ссылки: В начале раздела, посвященного определенной тематике, часто можно встретить карточку, содержащую ссылку на ряд других карточек коллекции, имеющих отношение к рассматриваемому в данном разделе вопросу или понятию. В карточке такого рода может быть указано до 25 ссылок, причем, как правило, помимо номера указывается соответствующая тема или концепция. Эти ссылки могут указывать на карты, связанные по тематике и находящиеся в непосредственной близости друг от друга, или на карты, находящиеся на большом расстоянии друг от друга в других разделах коллекции, причем последнее является обычным случаем.
3. Одиночные ссылки: В определенном месте обычной заметки Луман часто делал ссылку на другую карточку в коллекции, которая также имела отношение к рассматриваемому специальному аргументу; в большинстве случаев упомянутая карточка находится в совершенно другом месте файла, часто в контексте совершенно другой дискуссии или темы.
Часто Луман отмечал ссылки непосредственно в процессе создания карточки, но также регулярно обновлял уже существующие карточки, добавляя ссылки, когда интеграция новых карточек в другие части коллекции делала это необходимым. Таким образом, преимущества такого способа организации коллекции - "Решение о том, куда что поместить в файле, может быть очень случайным, пока я добавляю ссылки, связывающие другие варианты" - обусловливают необходимость постоянного обновления банка данных. Таким образом, Луман участвовал в постоянном процессе ухода за своим досье, что объясняет, почему досье, по его словам, занимало так много его времени, а также иллюстрирует, насколько хорошо он его знал.
Вообще говоря, его способ реферирования - разработанный в 1950-е годы! - использовал идею, которая впоследствии стала общепринятой технологией "гиперссылок" в компьютерную эпоху. Сам Луман называл свою систему ссылок "системой, похожей на паутину". Метафора "паутины" также предполагает интерпретацию в русле сетевой теории. Ключевой особенностью, объясняющей производство интуитивной прозорливости, является потенциал системы картотеки, позволяющий осуществлять так называемые "короткие пути", т.е. то, что ссылка может привести к совершенно другой (как по теме, так и по местоположению), удаленной области в сети (файле). Карточки, содержащие коллекцию ссылок, интересны еще и тем, что они представляют собой так называемые "хабы", т.е. карточки, функционирующие как узлы, которые имеют повышенное количество ссылок на другие карточки, так что эти несколько карточек служат точками доступа к обширным частям картотеки.
Значение системы ссылок Лумана трудно переоценить в свете описанного выше способа включения новых записей в досье и отсутствия систематического порядка. Однако следует отметить, что этот метод также сопряжен с определенными рисками: Заметка или (более мелкая) предметная область, которая не связана с сетью ссылок, безвозвратно теряется в массе заметок. Здесь действует присущий "черным дырам" импульс: части файла, слабо связанные с другими частями, впоследствии оказываются изолированными и, следовательно, исчезают. Этот риск наглядно демонстрирует тот факт, что некоторые небольшие части коллекции, казалось бы, остались нетронутыми с момента их составления.
6 Глоссарий как центральный ключ
Описанная до сих пор структура файла в конечном итоге служит основой для понимания функции указателя ключевых слов(глоссария). Отсутствие фиксированной системы упорядочивания и, как следствие, оглавления превратило указатель в ключевой инструмент использования картотеки - как иначе вновь найти определенные записи и тем самым получить доступ к системе ссылок? Не желая полагаться ни на свою память, ни на чистую случайность, Луман постоянно создавал указатель ключевых слов, способный определить хотя бы одну точку, из которой можно добраться до соответствующей сети ссылок.
Если указатель к первой коллекции имел вполне приемлемый размер - 1250 записей, то постоянное обновление указателя - как еще одна составляющая ведения базы данных - ко второй коллекции привело в итоге к 3200 записям. В отличие от предметного указателя книги, указатель ключевых слов картотеки не претендует на то, чтобы предоставить полный список всех карточек в коллекции, относящихся к определенному термину. Напротив, Луманн обычно перечислял лишь от одного до четырех мест, где этот термин может быть найден в картотеке, предполагая, что все остальные соответствующие записи в коллекции могут быть быстро идентифицированы с помощью внутренней системы ссылок, описанной выше. Как отметил Луман, эта концепция восходит к общей структуре мозга, смоделированной У.Р. Эшби: емкость мозга зависит не от огромного количества точек доступа, а от связей между узлами (т.е. записями). Поэтому, напротив, большое количество слов, перечисленных в указателе ключевых слов, говорит о том, что сам этот список, по крайней мере, должен был соответствовать стандарту (тематической) полноты, т.е. сложности индексного файла.
Принципы, по которым организованы коллекции, приводят к тому, что обращение к файлу по указателю ключевых слов не ограничивает поиск только этим термином. Напротив, особый метод интеграции карточек и система ссылок гарантируют, что любой поиск вскоре откроет обширную паутину примечаний, уводящих от первоначальной темы к множеству других тем, которые пользователь первоначально не мог связать с первой. Если детально проследить за сетью ссылок, заложенных в картотеке, то постоянно возникают новые пути, ведущие к новым темам: решение следовать или игнорировать их предполагает наличие конкретного исследовательского вопроса, на который необходимо ответить в течение определенного времени; в противном случае, войдя в картотеку по ключевым словам, пользователь рискует заблудиться в ее глубинах.
7 Итог: Картотека как инструмент мышления
Особая техника хранения и (выборочные) отношения, установленные между записями с помощью техники установления связей, составляют основу его системы хранения, а не (только) пути, пройденные Луманном при первоначальном чтении и записи. Связи позволяют при последующем запросе по указателю ключевых слов получить больше, чем предполагалось при первоначальной записи. Уже в 1950-1960-х годах Луман смоделировал современную компьютерную систему баз данных, применив принцип множественного хранения в записях и использовав свою технику ссылок, которая предвосхитила общую технологию гиперссылок эпохи Всемирной паутины. Однако аналоговая конструкция картотеки ограничивала реализацию ее потенциала по техническим причинам, поскольку требовала более трудоемкого процесса физического поиска и извлечения соответствующей карточки вместо простого щелчка мышью.
Не следует также упускать из виду, что картотека Лумана служила ему также - и прежде всего - в качестве инструмента исследования или мыслительного инструмента. Это верно не только с точки зрения того, что папка выступала в качестве коммуникативного партнера в процессе исследования, но и с точки зрения того, что, по мнению Лумана, процесс записи вещей позволяет в первую очередь дисциплинированно мыслить: "В основе техники записи лежит опыт, согласно которому без записи нет мышления". Соответственно, файл также документирует эволюцию важных теоретических конструкций в мышлении Лумана. Она содержит не только подтвержденные знания, но и отражает процесс мышления, включая возможные ошибки и "слепые пути", которые впоследствии были пересмотрены, но не (!) удалены из файла, поскольку исходные карточки всегда оставались в файле, и, возможно, при необходимости добавлялась новая карточка с изменениями. В этом смысле файл - это не просто аналоговая база данных теории Лумана: его можно рассматривать как, по выражению Эрвинга Гофмана, закулисье его теории и, следовательно, как интеллектуальную автобиографию Никласа Лумана.